А было ли это вообще? Это сказочное время! Может это был сон? – иногда я спрашиваю себя. И получаю подтверждение от таких же очевидцев того времени «эпохи нулевых», что да, было!
Мне безумно повезло, что я попал на самый гребень этой волны и увидел, и поучаствовал в этом, и поймал только позитив. Потому что как и у любой сказки есть позитив, так и негатив и кто-то забрел не туда и, наверное, может нарассказать других историй. Но у меня все истории позитивные и даже если были какие-то неприятности, то они заканчивались хэппи-эндами.
В чем же был самый смак 2000-х? Какие фишки и особенности были в Нулевых?
В Петербурге Нулевые были одной большой вечеринкой! Помимо ночных мероприятий с топовыми диджеями мира, было ещё куча других тусовок и перформансов круглые сутки. И позже я расскажу вам, где и на каких светских пати (party) ты видел одни и те же лица. Эти люди тебе уже становились родными, потому что с ними ты встречался чаще, чем с родственниками.
Театр начинается с вешалки, а вечеринка с приглашения (ты же должен узнать где и когда что-то будет). Речь пойдет о приглашениях как об отдельном виде искусства. Соцсетей и айфонов не было и как всех позвать? Да ещё пригласить не абы кого, а каких-то интересных людей, собрать приятную аудиторию и желательно с деньгами. По танцевальным радиостанциям шла реклама, но попасть на эти мероприятия могли далеко не все (это сейчас – купил билет онлайн и гарантировано ты будешь там).
Продюсеры (главные организаторы) сами ходили на мероприятия, где присутствует их целевая аудитория и лично вручали приглашения на вечеринку. Юрий Милославский даже превратил свои приглашения в сувениры с указанием пати, места и времени, и как Дед Мороз раздавал подарки на свои private party. Так как эти сувенирчики были либо душевные хэнд-мейд, либо скандальные – они создавали, как сейчас сказали бы контент-менеджеры, вирусный эффект и о крутой пати быстро все узнавали.
Тусовались тогда по-моему все! Причем не было такого, что депутаты только с депутатами – нет. Была веселая солянка из людей с арт-тусовки (стилисты, дизайнеры, художники), бывшей фарцы (мелкие бизнесмены) в перемешку с олигархами, девелоперами и политиками разных мастей. Тут, наверное, главное это талант фэйсконтрольщика – собрать правильный табор, который устроит расперчение в клубе этой ночью.
Так или иначе элитная публика поняла, что только сидеть по ресторанам и дома не айс и нужно выходить в свет – на балы и светские мероприятия, дабы тоже быть в теме, на общей волне.
Можно, конечно, и дома собрать друзей и устроить застолье, но все прочухали, что безумно круто выехать и попасть в этот сумбур ночи, толкотню или, как говорил Пушкин, «люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость и дам обдуманный наряд..»
Попасть в закрытый клуб было не так-то просто. Некоторые шли как на экзамен ко входу и не понимали – попадут они на private party или нет. Как работал фэйсконтроль (это человек как Паша Фэйсконтроль, он решал судьбу человека) никто не понимал, какая у него логика, какие критерии.
Фэйс-контроль Опиума, Парь Спб, Джет-Сет, Онегин
Человек мог придти надев на себя самое лучшее, что у него было в гардеробе и ему на входе говорили «Нет» и просили отойти от входа, чтобы не мешать заходить другим людям. И он смотрел проходящих фэйсконтроль и не понимал, чем же он хуже (или лучше). Большая тусовка из 10 человек однозначно не заходила, наверное, из целей безопасности в клубе, а может по другой причине. Поэтому имело смысл разделиться по двое-трое и тогда шанс повышался. Можно сказать, что перформанс на входе был частью тусовки с этими криками «Юра, Юра, пусти!». У меня с этим проблем не было, так как у меня уже был вес в тусовке, но все равно я не всегда мог провести всех, кто со мной приходил (и некоторые даже на меня обижались).
На вечеринках была куча фотографов с профессиональными камерами из светских хроник глянца (dresscode, что делать, собака.ру), порталов с фотками типа geometria, видеокамеры с ведущими телеканалов (СТС «Танцкласс», МузТВ и ЭМтиви новости). Сейчас блогеры шерят видеоконтент с вечеринок в сторизах, а тогда монополия была у традиционных СМИ. Знакомились, соответственно, многие через светскую хронику «Собака.ру», где легендарный фотограф Катя Бакучава выкладывала фотки на страницах глянца с подписями – имя, фамилия и компания, к которой человек имел некоторое отношение. Это было, кстати, классно – все друг друга знали.
Необычные труднодоступные места для вечеринок придавали особый трепет и желание там быть. Потому что другого раза могло и не быть (вечеринка то в этом месте разовая). Особый статус был у вечеринок на правительственных объектах (как договаривались о проведении там техно балов до сих пор загадка) на Каменном и Крестовском острове. Конечно, было много классных клубов, но заехать на Хеллоуин в особняк Брусницына или на Голубую дачу К1 это было прям must have.
Если в девяностых клубное движение с электронной музыкой только зарождалось и было три кассеты, которые люди заслушивали до дыр, то в Нулевых было написано огромное количество крутейших музыкальных треков, что можно было утонуть в этом во всем. И если в девяностых москвичи наблюдали за зарождением рейв культуры в Петербурге и импортировали это в Москву, то в Нулевых все промоутеры ездили в Первопрестольную и перенимали лучшее что там было для города на Неве. Сначала Московский Zeppelin был эталоном для подражания, а потом проекты Алексея Горобия стали трендовыми для Петербурга (Милославский делал гастроли клуба Шамбала и открыл клуб Арена Проджект по образу и подобию московского клуба Дягилев).
Была особая традиция курсирования по ночному городу между несколькими точками на карте – всю ночь провести в одном клубе было не модно. Три-четыре места посетить за ночь было нормой. Причем многие ездили на своих люксовых авто и суперкарах за рулем, так как воздерживались от алкоголя. У меня даже была шикарная ситуация, достойная упоминания, когда в 6 утра летом еду из Эско’бара и меня останавливает гаишник. Светит утреннее солнышко, я за рулем открытого кабрика Z3 в бархатном пиджаке фисташкового цвета и розовых штанах (нисколько не палево)), а рядом друзья с бокалом шампанского. Гаишник попросил дыхнуть, я дыхнул и он вежливо вернул водительское, и пожелал хорошего пути. Это было, прям, как в голливудском кино – картинка была именно такая!
Вечеринка в клубах не заканчивалась, а только начиналась. Каждую неделю открывались новые бутики, рестораны с официальными фееричными открытиями, автосалоны представляли новые модели своих машин, устраивали фуршеты, тест-драйвы и тд. То есть город постоянно пульсировал новыми ивентами, на которые съезжались те же люди, которых ты видел ночью в клубах. Да, что тут говорить, иду по коридору Смольного (в бытность работы Валентины Матвиенко) и встречаю все тех же людей, которые улыбаются тебе как родному.
Если начать обвинять в разгульном образе жизни и назвать таких как я бездельниками, то могу сказать вам следующее. В этом безумном потоке Нулевых я успел закончить ВУЗ красным дипломом, стать знаменитым и легендарным Димой Веларди (сменив свою фамилию на псевдоним и создав уникальный узнаваемый образ), открыть 10 успешных парикмахерских салонов Velardi, защитить диссертацию и стать кандидатом наук, а также запомниться на весь город своим Porsche 911 (964), который до сих пор люди вспоминают и воссторгаются). И это только до 2006 года!
А что было дальше, а также интересные подробности о том, что я уже рассказал вы узнаете из следующих новелл про Нулевые.
📷 в публикации использованы личные фото автора, а также материалы журнала Facecontrol